Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Проект называется «Цифровая трансформация на службе граждан» и развивает положения проекта «Цифровая экономика для гражданского общества». Организует исполнение мероприятий проекта АНО «Центр технологий электронной демократии» в рамках гранта губернатора Югры.

В рамках проекта «Цифровая трансформация на службе граждан» в 2022-2023 годах планируется обучить 525 человек, из них 25 тьюторов и 500 слушателей в 5 муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: г. Ханты-Мансийск, г. Нягань, г. Покачи,                  г. Радужный, Кондинский район.

Обучение будет организовано с помощью специально разработанного Учебно-методического пособия «Цифровая трансформация на службе граждан», включающего 4 блока: «Основы цифровой грамотности», «Ресурсы и сервисы цифровой экономики», «Основы кибербезопасности», «Основы цифровой трансформации». Кроме того, уже подготовлены отдельные электронные учебные пособия по трем последним блокам курса.

Все учебные материалы актуализированы с учетом изменений в НПА, новых технологических решений на базе открытых данных и рекомендаций слушателей предшествующих курсов. 

Партнером проекта является Малое инновационное предприятие «Интеллектуальные технологии» (МИП «ИНТЕХ») при Нижневартовском государственном университете, имеющее образовательную лицензию. Обучение пройдет в группах по 10 чел. на базе образовательных организаций и центров общественного доступа муниципальных библиотек Югры.

По итогам обучения будет проведено тестирование и анкетирование слушателей для оценки качества обучения и обратной связи. Слушатели получат официальные сертификаты об окончании курса обучения.

Все желающие из вышеуказанных 5 муниципальных образований округа из числа представителей НКО, членов общественных и профсоюзных организаций, добровольцев (волонтеров), гражданских активистов, могут пройти обучение в рамках проекта «Цифровая трансформация на службе граждан».

Цифровая трансформация представляет собой следующую стадию развития после оцифровки, подразумевающей перевод аналоговых данных и процессов в машиночитаемый (цифровой) вид, и цифровизации, означающей использование цифровых технологий для повышения эффективности отдельных направлений или видов деятельности. Одним из критериев для оценки достижения целей цифровой трансформации является уровень цифровой зрелости отраслей экономики, а также органов государственной власти.

Оценку цифровой зрелости определяют в контексте комплексной системы управления цифровой трансформацией. Отправной точкой ее формирования, по крайней мере в своих сегодняшних основных чертах, можно считать разработку и утверждение в 2019 г. национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Включенные в нее федеральные проекты нацелены на поддержку разработки и внедрения отечественных цифровых технологий, а также подготовку кадров для цифровой экономики, развитие инфраструктуры, обеспечение информационной безопасности, формирование системы цифрового государственного управления.

В настоящее время необходимо отметить утверждение в 2021-2022 г.г.  стратегических направлений (стратегий) цифровой трансформации отраслей до 2030 г. по 11 направлениям.

В нашем учебном курсе будут рассмотрены 5 направлений: государственное управление, социальная сфера, образование, высшее образование и наука, здравоохранение. Стратегические направления определяют приоритеты внедрения цифровых технологий исходя из вызовов и проблем развития отраслей.

20 июля 2022 года в рамках заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам детально обсудили, как идёт работа по достижению национальных целей. Чтобы современные технологии и решения на их основе активнее внедрялись, ответственные органы власти приступили к актуализации стратегических направлений. Будет определён единый центр координации таких стратегий.

Руководитель проекта «Цифровая трансформация на службе граждан», исполнительный директор АНО «ЦТЭД» Наталья Маслова отметила: «Цифровая трансформация приводит к значительным изменениям во всех секторах экономики и общества в результате внедрения цифровых технологий во все аспекты человеческой жизни. В первую очередь для граждан важно то, что касается обновления и создания новых услуг и сервисов. Наш проект и направлен на обучение граждан использованию этих новых технологий и возможностей как в их повседневной жизни, так и в деятельности».

Также она подчеркнула, что проект осуществляется во взаимодействии с органами власти Югры. Проект поддержали ключевые Департаменты ХМАО-Югры – информтехнологий и образования и науки.

В настоящее время в каждом муниципальном образовании округа определяются координаторы и тьюторы проекта, для которых будут организованы обучающие вебинары.

Затем будут сформированы группы слушателей по 10 человек и начнется обучение на базе образовательных организаций и центров общественного доступа муниципальных библиотек, в том числе с использованием мобильного класса АНО «Центра технологий электронной демократии».

В рамках предыдущих проектов 2019-2022 г.г. было обучено 1647 человек, в том числе 85 тьюторов и 1563 слушателя.

Научный руководитель проекта, гендиректор АНО «ЦТЭД» Марина Коваленко подчеркнула: «По окончании обучения мы в обязательном порядке собираем и анализируем отзывы слушателей в специальной анкете. С аналитическим отчетом по итогам обратной связи можно познакомиться у нас на сайте: https://cted.ru . Подчеркну, что подавляющее большинство отзывов исключительно позитивные, и содержат целый ряд ценных рекомендаций».

Например, большинство слушателей предыдущих проектов отметили практическую направленность обучения. На конкретных примерах их учили использованию тех возможностей, которые создают государственные информационные ресурсы, такие как суперсервисы Единого портала государственных и муниципальных услуг, сервисы государственных информационных систем в сфере образования, социального развития, здравоохранения и др.

Слушательница из Саранпауля Анна Ларионова, как гражданская активистка и мама трех школьников, с особым вниманием изучала образовательные ресурсы. Она отметила полноту раскрытия основных тем и доступную подачу материала в учебно-методическом пособии. Слушатели Михаил Федькив и Альбина Курамшина из Мегиона выразили особую благодарность организаторам за четко и системно структурированные курсы и за возможность получить новые и необходимые знания и навыки бесплатно. «Это бесценная помощь для профессионального роста, развития и практического применения», - подчеркнули они.

Слушатели Оксана Жук и Нина Логинова из группы, проходившей обучение на базе средней школы № 5 г. Лангепаса, отметили, что программа курса и график занятий были сформированы очень удачно. Практические работы по использованию ресурсов и сервисов Портала госуслуг помогли закрепить полученные знания».

Антон Волокитин, слушатель из Липецка, написал в анкете следующее: «Понравилась актуальность и полезность информации и то, что все было изложено в сжатой и доступной форме. Например, мы узнали о возможностях совершать покупки в интернете с помощью мобильного телефона, освоили приложение Сбербанк Онлайн и научились оплачивать с его помощью коммунальные платежи. Особое внимание было уделено услугам, которые предоставляет портал Gosuslugi.ru.И, что немаловажно, появилось понимание того, как защититься от кибермошенничества. Мы больше стали доверять информационным системам и онлайн-покупкам».

Старшеклассники Мария Поликармова и Павел Ямов из Югорска предложили ввести курс в школьную программу в качестве элективного, мотивировав это тем, что полученные знания не только полезны молодежи, но и могут применяться для консультирования представителей старшего поколения.

Старшеклассники из Излучинска Нижневартовского района отметили новые возможности по участию в проектах по развитию гражданского общества в рамках конкурса гранта губернатора Югры для физических лиц. Тьютор Татьяна Африкян провела обучение по использованию этого цифрового сервиса на сайте «Грант Губернатора Югры».

Справка:

 

Проект «Цифровая трансформация на службе граждан» направлен на обучение граждан цифровым компетенциям, необходимым для жизни в современном обществе.

Проект организует АНО «Центр технологий электронной демократии» при поддержке Департамента информационных технологий и цифрового развития, Департамента образования и науки Югры.

Методическую и консультационную поддержку учебного курса осуществляет Малое инновационное предприятие «Интеллектуальные технологии» (МИП «ИНТЕХ») при Нижневартовском государственном университете, имеющее образовательную лицензию.

Проект реализуется за счет средств гранта губернатора Югры. clip_image001.png